На главной станции Свердловской железной дороги, недавно получившей название Екатеринбург-пассажирский, продолжаются масштабные работы по реконструкции стрелочных переводов. Старые, уложенные на деревянной шпале, стрелки, пропустившие уже сотни миллионов тонн груза, заменяются новыми, на железобетонной шпале.
На очереди - стрелочный перевод №16. Главный нечётный путь, южная горловина пассажирского парка. Стрелок здесь так много, что, кажется, одна перетекает в другую.
- Остряк стрелочного перевода №16 находится в габаритах крестовинного блока стрелки №14, которую строители заменили несколько дней назад, - говорит главный инженер станции Анатолий Железняков. - При укладке 16-й стрелки, предполагалось состыковать их блоки в ходе двух «окон». Но после предварительных тщательных промеров строители решили уложить 16-ю за одно «окно».
Чтобы сократить время, демонтаж элементов старой стрелки ведется одновременно с двух сторон. С одной, где переводной блок, работает кран ПМС-171. Длинные переводные брусья распиливаются, на почерневшую поверхность дерева летят свежие янтарные опилки. Рельсошпальная решетка отдирается от земли, заводится на платформу. Виктор Перевалов, машинист крана, забирается на откидное сиденье, и отъезжает с краном, увозя загруженный рамный блок.
С другой стороны перевода его демонтажом занимаются путейцы из ПЧ-7. Снимают накладки, вытаскивают костыли. Трактор-погрузчик оттаскивает по одной рельсе разобранных крестовинного и закрестовинного блоков в сторону. Монтеры ломами поддевают старые шпалы, выковыривают их из земли. Захватив крюками, сносят в междупутье, где за ними в нужный час подойдёт дрезина с крановой установкой.
Вырезка грязного балласта начинается с опережением от графика на полчаса. То и дело раздаются предупреждающие свистки сигналистов: с обеих сторон от места работы проносятся грузовые и пассажирские поезда.
Трактор ювелирно снимает ковшом старый грунт. Подведя ковша вплотную к стыку с ранее уложенной решеткой, останавливается. Монтеры начинают дружно закидывать мягкую землю лопатами в ковш. Земля засыпается погрузчиком в поставленные на соседнем пути платформы.
Особенность производимых работ в том, что они введутся на подходе к путепроводу, проложенному над автомобильной дорогой. Шпалы, в промежутках между которыми видны то и дело проносящиеся под ногами автомобили, заботливо прикрыты геотканью, чтобы не допустить случайного падения щебня вниз.
- Быстро уложим, - удовлетворенно комментирует ход работ начальник участка. - Видите, какой темп с самого начала взяли?
Возвращается кран. Выгружает новенький рамный блок. Монтеры начинают скалывать и срезать «болгаркой» торцы бетонных шпал, чтобы состыковать блок при укладке на приготовленное для него место.
- Поезда идут по вариантному графику, - отвечает на мой вопрос главный инженер станции Анатолий Железняков. - На время «окна» мы используем вставку, по которой пропускаем как четные, так и нечетные поезда. При необходимости, мы можем использовать и чётный грузовой путь.
Раскатываются рулоны белоснежной «скатерти» геополотна. С помощью ковша погрузчика выкладывается поочередно несколько бетонных шпал. Наконец, кран ровно, как пазлы в картинку, начинает укладывать блоки стрелочного перевода. Монтеры начинают сбалчивать рельсовые стыки сразу на двух блоках.
Эсцебисты заводят под рельсы опорные угольники, устанавливают межрельсовые перемычки. Тем временем монтеры пути пневматическими домкратами рихтуют в плане установленные блоки стрелочного перевода.
- Сейчас самое главное начнется, - обещает электромеханик ШЧ-5 Евгений Лузянин. - Будем устанавливать стрелочный электропривод.
Движение по модернизированному стрелочному переводу запускается точно по графику. «Окно» завершается без передержек, несмотря на то, что железнодорожниками за одну смену выполнена объем работы двух дней.
- Мы сэкономили целый день, комментирует Олег Кустов, начальник станции Екатеринбург-пассажирский. - Второе «окно», предусматривавшееся для замены этого стрелочного перевода, мы сможем использовать для его рихтовки и выправки дорожной техникой.
Сергей Маслаков