Основание Екатеринбургской епархии стало итогом трудов сотен и тысяч священнослужителей и мирян, радевших о духовном возрастании, воздвигавших храмы и монастыри в уральском крае, творивших дела милосердия. Плоды этих трудов не были полностью уничтожены даже десятилетиями гонений, постигших Церковь от богоборческой власти в минувшем веке.
В канун первой мировой войны, вызвавшей потрясения в нашем Отечестве, в Екатеринбургской епархии несло служение почти 600 храмов и более десятка монастырей, почти полторы тысячи священнослужителей. Причем в ту пору на Урале было намного меньше жителей, чем сейчас.
В 1885 году самостоятельная епархия получила кафедру в Екатеринбурге, а ее епископу был присвоен титул "Екатеринбургский и Ирбитский". Первым самостоятельным Екатеринбургским архиереем стал викарный епископ Нафанаил (Леандров).
В числе деяний владыки Нафанаила и его преемников - создание Комитета миссионерского общества, решение вопросов духовного образования, просвещения, науки, организация работы церковно-археологического общества, борьба с народным пьянством. В канун большевистского переворота число приходов Епархии превышало 5 сотен, действовало 14 монастырей, при них - 12 церковно-приходских школ.
Но на пороге XX века в обществе стало проявляться стремление строить жизнь без Бога и веры, что привело к двум революциям и гражданской войне. В 1918-м в Екатеринбург была привезена семья императора Николая II, принявшая здесь мученическую кончину. В Алапаевске были казнены их родственники - Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, вместе с которой приняла мученическую смерть инокиня Варвара, князья Дома Романовых.
В 1930-х в России началась кампания по закрытию храмов, не миновавшая и Урал. На весь областной центр остались лишь две кладбищенские церкви - на Ивановском и на Михайловском кладбищах. Возобновились аресты верующих, пик репрессий пришелся на 1937-38 годы, когда было репрессировано семь архиереев (все расстреляны), не менее 163 священнослужителей (из них 97 расстреляны) и не менее 500 мирян.
Только в 1943-м, в разгар Великой Отечественной, была восстановлена епархия в границах территорий Свердловской и Курганской областей. Но в «хрущевских» шестидесятых началась новая волна гонений: на Урале была закрыта почти треть имевшихся храмов.
В 1984 году на кафедру был назначен аpхиепископ Мелхиседек. На годы его правления пришлось начало церковного возрождения. В 1991-м Екатеринбургу было возвращено его историческое имя, а епархия вновь стала Екатеринбургской. Вехой стало возвращение из поругания мощей небесного покровителя края - праведного Симеона Верхотурского в Верхотурский Свято-Николаевский монастырь.
В 1994-м Екатеринбургскую кафедру возглавил епископ Никон (Миронов). Процесс церковного возрождения набирал силу, появлялись новые храмы и монастыри, был заключен ряд соглашений с госструктурами, которые позволили осуществлять миссию Церкви в воинских частях, местах заключения, в учебных, медицинских, детских учреждениях, стала выходить епархиальная газета.
В 1999 году Екатеринбургскую епархию возглавил архиепископ Викентий. Вскоре, в 2000-м, состоялся, впервые в истории, визит на Урал Предстоятеля Русской Церкви - Патриарха Алексия II, а в 2010 году - Патриарха Кирилла. Продолжалось устроение монастырей, была создана обитель Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме, вырос Храм-на-Крови на месте расстрела Царской Семьи и другие церкви. Был основано православный радио и телеканал, создана епархиальная типография. Налажены отношения сотрудничества с государственными и общественными структурами.
За всю историю Православия в крае и уже 126-летнее существование Екатеринбургской епархии, даже в самых тяжелых испытаниях уральцы сохраняли веру. И нынешний год должен стать для нас временем устроения жизни по Заповедям Христовым, чтобы нам быть достойными своих благочестивых предшественников, создавших добрую славу Епархии.