Начало 19-го века принесло новые, реформаторские веяния для правоохранительной системы России - образование в 1819 году «Попечительного о тюрьмах общества» и утверждение в 1821 году проекта плана устройства тюрем в Российской Империи. Среди пунктов устава созданной под эгидой правительства новой благотворительной и контролирующей организации было разрешение членам комитета общества посещать места заключения во всякое время. В качестве главных задач «Попечительного общества» были определены контроль за пропитанием и условиями содержания осужденных, а также мероприятия по укреплению тюремной дисциплины. В частности, представителей «Попечительного общества» обязали проверять соблюдение правил посещения заключенных их родственниками, для свиданий с которыми в тюрьмах теперь отводились определенные дни и часы. Кроме того, был усилен контроль за распорядком дня в тюрьмах, где отныне более четко регламентировались часы работы и отдыха.
В свою очередь, новый, утвержденный в 1821 году «ГОСТ» (так называемый «проект плана») пенитенциарных сооружений предусматривал, чтобы тюремные здания обязательно были каменными или деревянными на каменном фундаменте, имели железные крыши и были приспособлены к человеколюбивым правилам, с разделением арестантов по полу и преступлениям.
Общегосударственные нововведения послужили толчком для улучшения тюремного дела на Среднем Урале. Из рапортов екатеринбургской Управы благочиния в городскую Думу следует, что, видя постоянное внимание высшей власти к процессам благоустройства тюрем, региональные «распорядители финансов» стали также более серьезно относиться к имеющимся в этой сфере «болевым точкам». Даже при старом Исетском тюремном замке в Екатеринбурге удалось оборудовать больницу, без задержек выделялись деньги на закупку нового инвентаря и посуды, а также на улучшение скудного рациона питания кандальных «постояльцев».
Заметно повышалось в тот период и денежное содержание полицейских чинов, рядовых сотрудников тюрем - надзирателей и солдат караульных команд. Например, в Екатеринбурге оно, как отмечается в архивных материалах, найденных уральским историком Д. Кулаковым, «было довольно приличным». Кроме того, в уральской столице в 20 - 30 годы XIX столетия применялось и такое дополнительное новшество, как продуктовые «награды за усердие» за счет городского бюджета. Каждый месяц за счет екатеринбургской казны трое наиболее усердных низших чинов тюрьмы поощрялись провиантом: по 1 пуду и 32,5 фунтов муки и по половине фунта крупы на человека. Иногда эту «премию» выдавали деньгами - по 5 рублей 55 копеек на каждого отличившегося сотрудника.
Но сохранялись и трудности, с которыми никак не удавалось справиться. Например, несмотря на постоянные сообщения администраций старой Исетской тюрьмы и нового Екатеринбургского замка о нехватке обмундирования для охранников, средства на приобретение и пошив формы поступали далеко не в соответствии с потребностями. Например, в октябре 1831 года в ответ на несколько жалоб со стороны руководства тюрьмы и уездного полицейского начальства, описывающих плачевное положение личного состава, не имеющего нормального зимнего обмундирования, екатеринбургская городская Дума выделила 162 рубля. На эти деньги заведующим хозяйственными делами тюремного замка были приобретены и выданы 24 тулупа зеленого и синего сукна и 16 пар сапог, что позволило пережить холодный сезон, хотя и не удовлетворило всех потребностей караульной команды...
Здесь следует пояснить, что описываемые затруднения с финансированием обмундирования сотрудников силовых ведомств были в значительной степени предопределены «прозападными» идеологическими нюансами петровских и последующих реформ XVIII века. Желая иметь «войска», которые выглядели бы на европейский манер, власть предержащие форсировали поспешные преобразования, в результате которых недорогая и хорошо адаптированная к условиям затяжной русской зимы служебная одежда стрельцов и казаков была заменена зачастую нелепо выглядевшими и дорогостоящими иностранными атрибутами, «функциональность» которых в российских климатических условиях оказалась крайне сомнительной. Так, солдаты инвалидной команды Екатеринбургских тюрем первой половины 19-го столетия были экипированы в серые однобортные мундиры с портупеями, белые брюки, черные штиблеты и черные кивера. Офицерская форма была такой же, только темно - зеленой...