Михаил Осиповичу Микешин - автор не только памятника «Тысячелетие России» (1862) в Великом Новгороде, памятника Императрице Екатерине II (1873) в Петербурге, но еще и памятника гетману Богдану Зиновию Хмельницкому (1888) в самом сердце старого Киева, на площади перед колокольней Софийского собора.
Микешин создал подлинный шедевр, ведь с какой политической точки зрения ни погляди на этот памятник, он остается прекрасным творением рук человеческих, творческого гения Мастера.
Неслучайность выбора места установки памятника гетману-объединителю, торжественно открытого 11 июля 1888 г. на Софийской площади в Киеве в рамках празднования 900-летия Крещения Руси, очевидна. Именно на этой площади в декабре 1648 г. киевляне встречали казацкие полки во главе с Богданом Хмельницким, вступившие в город после победы над польской шляхтой под Пилявцами, именно здесь в январе 1654 г. население Киева встречало российских послов во главе с боярином Бутурлиным после Переяславской Рады. Именно здесь, на площади Богдана Хмельницкого, спустя почти 300 лет после победы под Пилявцами в ноябре 1943 г. собралось население освобожденного от немецко-фашистских оккупантов Киева, приветствуя воинов-победителей.
После окончания строительства Софийского собора площадь перед ним стала общественным центром города, где, в частности, проходило вече, а начиная с XVI века - торги и ярмарки. После возведения комплекса Присутственных мест размеры площади значительно сократились, в то же время сама она стала компактней.
Фигура гетмана на коне была установлена на гранитном постаменте в центре площади, став и в эстетическом смысле центром архитектурно-плановой композиции площади.
Идея создания памятника возникла по инициативе историка, профессора Киевского университета Николая Костомарова еще в 1840-х годах. После получения разрешения от правительства в 1860 г. был создан комитет во главе с Михаилом Юзефовичем - профессором университета, главой Киевской археографической комиссии.
Микешин поначалу предложил многофигурную композицию. Если мы посмотрим на вышеупомянутые его шедевры в Питере и Новгороде, то увидим в обоих случаях микешинский «конек» - многофигурность, где главный объект как бы подпирают вспомогательные. В обоих случаях это сделано великолепно, гармонично, интересно, содержательно. Нет никаких сомнений в том, что и первый микешинский проект киевского памятника, будучи воплощенным в жизнь, стал бы в ряд многофигурных шедевров.
Другое дело, многофигурный проект был отвергнут как по экономическим, так и по идеологическим причинам. Ну, посудите сами: составленное самим Микешиным описание проекта гласило: «Конная статуя гетмана изображена взлетевшею на верх необделанной гранитной скалы... Под копытами лошади распростерт труп иезуита, покрытый изорванным польским знаменем; тут же и обрывки разорванных цепей.
На пути Хмельницкого, за конем его, помещается сброшенная копытом коня, падающая со скалы, фигура польского пана. Еще ниже - труп еврея-арендатора, руки которого судорожно закостенели на просфорах, пасхах и награбленной им церковной утвари... Гранитная скала эта со всеми названными фигурами, должна была стоять на четырехгранном конической формы пьедестале из киевского лабрадора, а ниже его, к земле, спускались бы гранитные ступени. На трех сторонах пьедестала - три бронзовых барельефа: 1) Збаражская битва, 2) Переяславская рада и 3) торжественная встреча гетмана-освободителя в Киеве, у Софийского храма, духовенством и народом.
На переднем плане памятника, ниже Хмельницкого, имела быть помещена группа из пяти фигур: в центре ее, под навесом скалы, сидит малороссийский кобзарь, поющий славу народному герою, а его задумчиво слушают - с одной стороны великоросс и белорусс, а с другой малоросс и червонорусс».