"Лето - это маленькая жизнь!"

09.08.2010

Далекие не изведанные горизонты - ради них мы живем, учимся, чтобы познать еще не увиденный нами мир, тайну мироздания и, главное, смысл нашего пребывания на этой земле! Познать смысл и цель своей жизни – вот главная задача человека! Мы учимся, какой дорогой, куда и с кем идти, чтобы не заблудиться в дебрях незнакомого леса и, в конце концов, не стать содержимым желудка серого хищника. Конечно, можно бежать за красивыми картинками рекламных журналов и искать в них покой и негу обещанного рая, где нет трудностей сурового климата, комаров, грубых неотесанных мужиков, сбросить стесняющую одежду и дать волю чувствам усладить расслабленное тело, но что дальше? Бежать за постоянно ускользающими удовольствиями, выискивая все более изощренные способы возбуждения изнеженных и омертвевших чувств, а при встрече с друзьями, за стаканом вина, хвастаться, как шикарно провел время. Это интересно, но тебя унижает зависть и тебе хочется возразить, что у тебя все было гораздо круче и веселей. Нет общих дел, нет общей дороги, нет единой цели, вас ничего не объединяет, вы становитесь чужими людьми и хорошо, если не врагами. Преодолеть эту взаимоотталкивающую силу эгоцентризма, объединить людей в единый организм и призвана Православная Церковь.

Все наши мероприятия в Миссионерском и Молодежном отделе Екатеринбургской епархии имеют именно эту направленность – это объединить людей единой верой, делать общее дело и прийти к общей цели - к Богу Иисусу Христу. Программа «Отчий край» - одна из многих программ отдела, имеет направленность на изучение истории Уральского региона, географии, восстановление памяти о знаменательных событиях, о людях, вложивших свои силы, труд и душу на благо процветания нашей Родины. Поселок «Завод Кын» открылся для нас, как одна из промежуточных стоянок на реке Чусовая. Это произошло в августе 2006 года во время первого сплава на катамаранах, организованного молодежным клубом при храме Вознесения Господня в г. Екатеринбурге. Старинный, зажатый между крутых лесистых гор поселок поразил нас своей красотой, здания с массивными стенами из красного кирпича, украшенные незатейливым орнаментом, заводские стены, выложенные из цельного камня, уносили в эпоху 18 века, во времена Демидовых, когда зарождался Урал мастеров-промышленников, ставились города, ковался стальной хребет России. Возле старинной, выложенной из массивных камней, пристани виделись огромные плоскодонные барки, длинные, похожие на сигару, они тихо покачивались, пока вереница мужиков с подвод переносили на них чугунные чушки. Единственное, что омрачало сложившуюся картину, - вид местного храма, построенного в честь отмены крепостного права, и освященного в честь Пресвятой Троицы. Полнейшее запустение, козы, выглядывающие из разбитых окон, а когда зашли внутрь храма, душа застонала от «мерзости запустения», царящей на святом месте. После увиденного, каждый задавал себе немой вопрос: «Может ли православный христианин оставаться равнодушным к царящему запустению?». Отец Александр Сандырев, руководитель Миссионерского и молодежного отделов, предложил в следующем году вновь пройти по р. Чусовой тем же маршрутом, остановиться возле села Кын на несколько дней и очистить от мусора Божий храм. Эта идея была дружно поддержана молодыми прихожанами храмов г. Екатеринбурга, и на следующий год в августе был совершен второй миссионерский сплав по Чусовой от Усть-Утки до Верхней Ослянки. Самым удивительным и неожиданным для нас явилось то, что нас поддержали местные жители, которые с радостью и воодушевлением откликнулись на наш призыв. Школьники отменили дискотеку и пришли со своими родителями к нам на помощь, с собой они принесли ведра, лопаты, носилками, и работа закипела. Мужчины обрушили старые прогнившие перекрытия, размещенных в храме, производственных помещений, женщины и школьники через окна выбрасывали наружу мусор. Было тяжело, но никто не унывал и не жаловался на усталость, добрые бабушки, видя, как преображается храм, принесли молока и хлеба, мы с радостью перекусили и продолжили свою работу. Руководство поселка тоже не осталось безучастным к нашему мероприятию, были привезены доски и гвозди, местные умельцы быстро сколотили шиты и закрыли ими все имевшиеся в храме проемы, сделали двери, заколотили алтарь, после чего о. Александр с прихожанами и молодежью отслужили благодарственный молебен, и просили Бога о том, чтобы этот храм был восстановлен, местные жители за 70 лет смогли приступить к таинству Покаяния. Уже к вечеру храм был полностью убран и законсервирован. Все были изрядно уставшие, но очень счастливые, особенно жители поселка, они внутренне осознавали, что в этот момент их жизнь наполнилась новым смыслом – смыслом веры в Господа Иисуса Христа. В завершение всех работ над алтарем и перед входом в храм мы повесили таблички с предупреждением «Кто растлит храм Божий – того растлит Бог». Так закончилась наша вторая экспедиция по р. Чусовой.

Этой весной 2010 г. на наш ежегодный слет православной молодежи приехали пермская молодежь с батюшкой о. Сергием Дуниным, и когда мы обменивались друг с другом опытом, рассказывая о своей деятельности, социальных проектах и программах, миссионерстве, у нас возникла идея вновь отправиться в путешествие по Чусовой, приплыть в Кын, посмотреть, что же стало с селом за эти 3 года, с храмом, с жителями, а главное – мы решили встретиться там с пермской молодежью, получить благословение пермского Владыки и отслужить первые за последние 70 лет совместные Всенощное бдение и Литургию в Святотроицком храме поселка. Аномальная жара, покрывшая половину мира, только подогревала наше стремление поскорей вырваться на природу к реке, поход был назначен на понедельник 19 июля, сбор у храма Вознесения Господня, и окончание 26 июля в понедельник. Наши постоянные благотворители, рабочие Уральского Завода Гражданской Авиации, предоставили автобус для заброски участников экспедиции и снаряжения в поселок Усть-Утка и нашего возвращения из Верхней Ослянки в Екатеринбург. К вечеру 18 июля полностью определился состав нашей экспедиции это: руководитель – иерей Александр Сандырев, иерей Димитрий Ощепков с детьми Дашей, Аней, Ариной, Егором, певчая Ксения Подымова, пономари храма Вознесения Господня Евгений Пономарев и Владимир Абрамов, сотрудники миссионерского отдела Екатеринбургской епархии Андрей Торов, Александр Колмаков, Ольга Орехина, студент УрГУ Игорь Сандырев, студент Екатеринбургской духовной семинарии Александр Коробейников, студентка УрГУ Марина Сытникова, Данила Вычуров, студент УПИ Иван Потудин, Сергей, Елизавета Шевченко, Константин. Всего участников - 20 человек.

В 8ч.30мин. к храму Вознесения Господня подошел автобус, мы стали загружать наш «скромный скарб», рамы от катамарана, палуба-7 листов фанеры, продукты, рюкзаки, палатки, котелки половина салона оказалась завалена нашими вещами. Все собрались, перед дальней дорогой отслужили молебен «О путешествующих» и в 10ч. 30мин. отправились к месту нашего первого лагеря в пос. Усть-Утку. Четыре часа пути пролетели одним мигом, наконец закончены бесконечные сборы, поиск палаток, рюкзаков, спальников, туристических ковриков, беготня по магазинам за продуктами и еще куча необходимых мелочей. Всё – свобода!!! Единственное - надо сверять по карте курс нашего автобуса, а это Серовский тракт, потом сворачиваем на Черноисточинск, Висимо-Уткинск, Усть-Утка. Из раскрытого окна автобуса доносится раскаленный ветер, который почти не спасает от удушающей жары, хорошо, что догадались взять с собой побольше соку и кваса, они-то и спасли нас от жажды. Но вот долгожданный берег р. Чусовой, сразу чувствуется прохлада, исходящая от реки, комаров почти нет, они обнаружились только в лесу, когда пошли за дровами, досаждали только оводы, да и то, как-то лениво. Через час уже стояли палатки, горел костер, все накупались в парной, как молоко, реке, а из котелка доносился приятный аромат готовящегося ужина. Немного позже подъехали наши батюшки с детьми, и мы стали собирать катамараны, что было особенно интересно для новичков. После ужина, по традиции, сидели возле костра пели под гитару, благо было пятеро музыкантов и каждый со своим репертуаром. Так прошел первый день, единственное, что его омрачило - это травма плеча у нашего друга Владимира Абрамова. Он неудачно прыгнул за мячиком во время игры в волейбол - картошку и упал с небольшого оврага прямо плечом на камень, получился сильный ушиб. Мы испугались за него, думали, что он сломал руку, но осмотрев, пришли к выводу – это просто сильный ушиб. Надо было срочно зафиксировать руку, попробовали на косынку, получилось не очень удобно, да и рука все равно болталась, что вызывало боль. Решение пришло быстро, хотя в начале сомневались в такой возможности, а все просто, взяли скотч и через футболку прибинтовали согнутую руку к туловищу и боль утихла. Уже потом в поселке Ёква, вблизи нашей промежуточной стоянки, куда мы пришли позвонить друзьям в г. Екатеринбург и договориться о встрече на этом месте, познакомились с местным жителем – врачом, некоторое время работавшем на скорой помощи. Он осмотрел нашего пострадавшего товарища и подтвердил, что это просто ушиб, и разрешил ему остаться с нами до конца похода.

21 июля, в среду в поселке Ёква к нам присоединились Евгений Пономарев и Елизавета Шевченко, которым мы очень обрадовались. Евгений - он первый в нашей епархии, кто повел ребят из православных молодежных клубов на сплав по рекам на катамаранах, всегда интересный рассказчик, завораживал нас историями про освоение Урала Строгановыми, потом Демидовыми, про барки с металлом, как их сложно было проводить по Чусовой, о племенах, населявших наши места. К этому можно еще добавить, что он отлично играет на гитаре и заразительно поёт, так что песни в его исполнении надолго становятся нашими лучшими хитами, поэтому излишне говорить о том нетерпении с каким мы ждали эту встречу.

Нужно сказать, что на этом сплаве мы завели еще одно правило – вечерние и утренние молитвы каждый день читал вслух для всех новый человек, а потом говорил проповедь, о том, что его волнует, и все ребята, священники, дети потом обсуждали предложенную тему. Было очень интересно взглянуть на известные тебе вещи глазами других людей, услышать их мнение, поразмышлять над толкованиями и комментариями батюшек.

23 июля, в пятницу мы встали лагерем вблизи поселка Кын в Пермской епархии примерно за 3 км. Прошло пять дней похода, четыре дня шли на катамаранах, это время когда складывается коллектив, приходит навык работать сообща, быть единой командой. Юноши и девушки пришли к пониманию, что от слаженности наших действий, умения предугадать складывающуюся на воде ситуацию, вовремя просчитать свои возможности и возможности товарищей, а главное оставаться хладнокровным, чтобы спокойно и быстро реагировать на изменяющиеся условия. В условиях похода, когда нужно преодолевать необходимые физические трудности, когда нет привычных бытовых удобств и надо принимать активное участие в жизнеобеспечении лагеря, проявляется характер человека, одно дело, когда ты, сидя дома на мягком диване, рассказываешь какой ты крутой и совсем другое, когда нужно делать конкретное дело своими руками. Наш опыт проведения походов четко показал, кто из молодежи не боится суровых условий, не отлынивает от общественного труда под разными предлогами, готов разделить с другом кров, кусок хлеба, горе и радость, те и в условиях обычной жизни прекрасные целеустремленные люди, успевающие в учебе и отличные специалисты в своей профессии. В этот день о. Александр вместе с о. Дмитрием, уже знакомой тропой, дошли до поселка Кын. Первое, что бросилось в глаза - это Святотроицкий храм, его крыша была закрыта рубероидом, а наверху возвышался православный крест!!! Значит, храм ожил, к нему приходят люди и есть Вера - значит будет и возрождение! Внутри храм был еще более основательно убран, местные умельцы сколотили прекрасный Престол для совершения богослужений, подсвечники, подставку для литературы чтецов и певчих и ступени для входа в алтарь! На сельской доске объявлений, на магазинах села висели объявления, большие листы бумаги, на которых красками было написано о предстоящей в эти выходные Литургии с миссионерами из Екатеринбурга. После этого умилительного зрелища они нашли нашего старого знакомого, бывшего учителя истории Гринкевича Сергея Алексеевича, он рассказал последние новости, что произошло за минувший год, какие трудности приходится испытывать, собирая по крупицам средства на сохранение этого уникального храма. Вернувшись в лагерь, батюшки порадовали всех домашним свежим горячим хлебом и парным молоком, поделились с нами радостными новостями. Также они рассказали, что местные жители были рады приезду священников, 70 человек от маленьких грудничков до почтенных стариков готовились и надеялись принять таинство Крещения!!! Все воодушевились и с нетерпением стали ждать завтрашнего утра, чтобы поскорее проснуться и побежать в столь уже родное и полюбившееся село. Тем более, что батюшками было решено до вечерней службы провести огласительную беседу с родителями, крестными и всеми, кто готовился ко крещению, рассказать о таинстве, о вере, о том, какие обеты люди дают, крестясь, какие обязанности на себя берут и т.д., ведь узнать об этом за 70 лет отсутствия в селе священника жителям было просто негде – ни действующего храма, ни священника, ни литературы.

24 июля, в субботу мы рано позавтракали, и стали готовиться к нашей основной миссии отслужить сегодня всенощную и в воскресение Литургию, наши батюшки уже ушли, у них была намечена на утро огласительная беседа с местными жителями, которые хотели принять таинство крещения или крестить своих детей. Такой ответственный шаг, который должен преобразить всю жизнь человека, в корне изменить его сознание, нельзя делать не обдуманно и не зная основ православия, поэтому о. Александр и о. Дмитрий в течение нескольких часов вели огласительную беседу: рассказывали о Евангелии, о Триедином Боге – нашем Господе Иисусе Христе, потом отвечали на многочисленные вопросы. В это время наши ребята, кроме тех, кто остался дежурить в лагере, занимались уборкой храма: развешивали иконы, устанавливали оригинальные подсвечники, плоские ящики с песком на длинных ножках, девушки подметали пол, ребята ходили в лес за пихтовыми ветками, чтобы украсить ими алтарь храма. Ближе к обеду приехал о. Алексей-благочинный Чусовского округа Пермского края, вместе со старостой поселка Кын, привезли жертвенник, сделанные из струганных досок, без единого гвоздя, также привезли свечи, иконы, литературу, предметы, необходимые для крещения (крестильные рубашки, крестики, свидетельства). К этому времени наши отцы вернулись из клуба, познакомились с о. Алексеем и стали помогать ему, облачать алтарь и жертвенник. Когда всё было готово, храм стоял прибранный, Ксения с матушкой Галиной, супругой Сергея Алексеевича, уже были на клиросе. Во время подготовки храма подходили все новые и новые путешественники, сплавляющиеся по Чусовой и встающие здесь на стоянку. Молодежь, которая была у храма рассказывала им немного об истории храма, о том, что сейчас будет богослужение – и многие, узнав об этом, оставались !!! В 16:30 стали служить Водосвятный молебен, в храме к местным жителям присоединились туристы-сплавщики из Москвы. Под древним, огромным сводом собора с едва сохранившимися на стенах ликами святых, замерцали огоньки свечей, задрожали от волнения сердца, у многих на глаза навернулись слезы. По окончании молебна о. Александр окрапил храм святой водой и произнес краткую, но горячую проповедь, поздравил собравшихся со знаменательным событием: возобновлением Богослужений после 70 лет поругания святыни. Сразу после водосвятного молебна стали служить всенощную. Торжественное Богослужение три священника, сладкий дым ладана, собранного с близрастущих сосен и елей, невообразимо чистый, парящий в вышине голос клира - и чувствовалось сам Господь пребывает посреди нас. Время летит незаметно, вот уже о. Алексей помазывает прихожан елеем, подходим и мы, заканчивается всенощная. О. Александр еще раз поздравляет всех с началом богослужений во вновь освященном храме и призывает присутствующих прийти завтра утром на Литургию, и что сейчас все желающие могут подойти к нему на исповедь. Как потом рассказали батюшки, на исповедь пришла бабушка 74 лет, которая плакала и рассказывала о том, как помнит себя маленькой двухгодовалой девочкой, когда она последний раз в 1936 году с мамой приступала к таинству Причастия, потом храм закрыли, и она даже поверить не могла, что сподобится еще раз, и дай Бог не последний, в своей жизни причаститься!!! Вот от этого действительно наворачивались слезы на глазах!!! Время около восьми часов вечера многие из прихожан еще не разошлись, делятся впечатлениями, кто-то предлагает остановиться на ночь в пустующем доме возле храма, мы соглашаемся. Вот так незаметно, в малом и является промысел Божий, мы решали, кто останется ночевать в храме, охранять оставшиеся в нем святыни, а сейчас можно остаться всем вместе. Тем более, что завтра нужно было рано вставать – батюшки до Литургии решили провести еще с жителями села беседу о Причастии, рассказать о таинстве, его сути и смысле, так как на огласительных беседах выяснилось, что очень много крещеных сельчан ни разу в жизни не приступали к этому великому Таинству и не знали, что это такое и зачем!!! Недалеко от дома развели костер, девчонки сварили кашу, мы дружно и с аппетитом поужинали, потом пили чай, делились впечатлениями, кто-то в сторонке читал правило ко причастию. Стемнело, около одиннадцати вечера к нам подъехала машина, из которой нам радостно махали уже наши друзья - молодые люди из пермского молодежного православного клуба и о. Сергий. Мы накормили друзей кашей и нашли в отданном нам, домике место, где можно достаточно уютно переночевать. О. Александр, о. Дмитрий с детьми, о. Сергий и ещё несколько юношей ночевали в храме. Встали рано, прочитали утреннее правило, стали готовиться к службе, Ксения с матушкой Галиной проводили спевку, пробегаясь по тропарям, кондакам, нотам, батюшки облачались, молились - во всём чувствовалась некая торжественность и степенность. Около девяти, утра в храме уже много народу и вот под сводами разнеслось: Благослови, владыко. И дальше: Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь! Подхватил хор, началась Литургия. Пришедшие на службу молились, вместе с пастырями, просили человеколюбивого Господа простить им множество грехов, совершенных по ведению или не ведению и ниспослать великую милость, лично сойти к нам, в нашу церковь, наши сокрушенные сердца и преложить хлеб и вино на алтаре в свою плоть и кровь. Пропели вместе «Символ Веры», «Отче наш» и вот уже о. Алексей стоит с чашей, в которой истинная плоть и истинная кровь нашего Господа Иисуса Христа, почти все присутствующие мужчины и женщины с благоговением стоят в очереди к Причастию Святых Даров. Вот совершился основной момент жизни человека: он соединился с Богом, примирился с ним, стал его частью. Поются последние молитвы, отпуст, верующие подходят ко Кресту, затем о. Александр произносит проповедь, говоря, что сейчас основная задача верующих сельчан создать православную общину, объединяться вокруг храма, читать в нем акафисты Иисусу Христу, Богородице, нашим святым, молиться о восстановлении здания собора и самим прилагать должные усилия на продвижение этого благого дела. Сразу после Литургии все пошли крестным ходом на окраину села к берегу реки для совершения таинства Крещения. Это воистину было знаменательным событием в жизни села, многие выходили к нам навстречу, крестились и шли за нами. Видимо, не зря раскаленное солнце прогревало в эти дни землю и воду, на всё воля Божья, что даже для младенцев эта естественная купель явилась не только духовной но и телесной благодатью. После молебна и освящения вод реки о. Алексей, о. Дмитрий, и о. Сергий взяли на руки младенцев вошли в воду и с троекратным погружением провозгласили: «Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!» Более семидесяти раз отцы заходили в воды реки, дабы родить Нового человека в Господе Иисусе Христе! Снова и снова озарялись глаза мужчин и женщин, наблюдавших, как рождается новый человек, и часто было видно, как слёзы радости смешиваются с освященными водами реки. О. Александр помазывал миром чело, глаза, уши, руки, ноги во ознаменовании того, что крестившись, человек входит в мир с новыми не искаженными грехом чувствами. Затем подстригались власы, и нарекалось имя крещаемому, смывалось миро и далее надо было всех воцерковить: мальчиков ввести в алтарь храма, а девочек - в храм. О. Александр в своей проповеди, после совершения таинства Крещения еще раз всем напомнил о смысле совершенного взрослыми таинства, что сейчас процесс их катехизации (оглашения) должен происходить через создание общины и восстановление храма. С берега реки все в этот день крещенные, а также их родители, родственники, знакомые снова вернулись в храм, мальчиков и мужчин о. Александр ввел в алтарь храма, так как они могут быть рукоположены во священники и могут приносить здесь бескровную жертву Богу, а девочек крестообразно возносил над царскими вратами, символизируя о том, что с этого момента вся их жизнь посвящена служению Богу, нашему Господу Иисусу Христу. Вокруг царила всеобщая радость, расставаться никому не хотелось, о. Дмитрий предложил в ознаменование зарождающейся общины провести совместную трапезу, мы у стен храма раскидали пенки, расстелили полиэтиленовую пленку. Этот символичный стол тут же наполнился нехитрыми сельскими яствами. Мы возлежали и совместно вкушали принесенную простую крестьянскую еду, а о. Дмитрий напомнил нам о тайной вечери, о том, как апостолы, как и мы, возлежав, подле учителя, совершили первую пасху Нового завета. На этом закончилась наша миссия, остался последний переход от села Кын до Верхней Ослянки, мы собрали лагерь, и чтобы успеть на автобус, снялись с якоря около восьми вечера. Всю ночь мы провели на катамаранах, хорошо, что в этот день была полная луна и при ее слабом свете были едва видны прибрежные скалы. Вглядываясь вдаль, мы пытались увидеть огни таинственной Ослянки, но вокруг была кромешная тьма, даже луна спряталась за облаками и река нам казалась то бесконечной, то окруженной со всех сторон скалами и табличкой «Река кончилась, дальше пути нет». Но, слава Богу, нашелся нужный нам берег, в шесть часов утра закончилось наше путешествие.

P.S. На последок только скажу, что уплыв, мы пообещали вернуться, закончить оглашение селян и привести новокрещенных к главному в жизни каждого христианина – к таинству Причастия - причастия тела и крови Господа нашего Иисуса Христа! Ибо Господь на Тайной вечери сам завещал нам: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пейте, сия есть кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Ядущий и пиющий во Мне пребывает и Аз в нем», обещая нам Царствие небесное и жизнь вечную! И дай Бог, на начало сентября уже готовится такая поездка!

Голосование

Поддерживаете ли Вы переименование Свердловской области по наименованию областного центра - в Екатеринбургскую?

Новости

Страницы нашей истории

Фотоснимки изх архива, с комментариями

Протоиерей Александр Миняйло: «Россия выходит на свою дорогу»

Известный уральский священник поддержал инициативу по возвращению исторического названия Екатеринбургской области …

Слово у Царского креста Юрий Липатников

А если сбудется заклинание цареубийц? И уничтожат навеки нашу государственную волю? Будем, как индейцы, собираться в резервациях, у своих памятных Крестов?
Юрий Липатников,
председатель Русского союза,  депутат областного Совета, июль 1993 года

Вход
Пароль:
Регистрация Забыли пароль?
infopolit